Ритчи, Майкл

Ритчи, Майкл
(Ritchie, Michael)
   Режиссер, продюсер, актер. Родился 28 ноября 1938 года в г. Уокеша (штат Висконсин). Окончил Гарвардский университет по специальности: история, литература.
   Учился вместе с Артуром Копицем, впоследствии известным драматургом, став первым постановщиком его дебютной и самой знаменитой пьесы "О папа, бедный папа, мама повесила тебя в шкаф и мне так грустно". После окончания учебы работал на телевидении, став режиссером таких известных сериалов, как "Человек из университета" (1964) и "Аутсайдер" (1967).
   Его дебютом в кино стал фильм "Горнолыжник" (1969), где Роберт Редфорд играл амбициозного богача, присоединившегося к американской олимпийской команде, тренировавшейся в Европе. Но зрителей привлек не сюжет, а съемки головокружительных лыжных состязаний, снятых 16 мм ручной камерой, и психологически тонко разработанный характер героя — человека одновременно и обаятельного, и несимпатичного. Спорт, как игровая стихия, вообще манил этого постановщика. В 70-е годы он не раз возвращался к показу человеческих страстей, связанных о разными его видами. В комедиях "Медведи, приносящие плохие новости" (1976) материалом был бейсбол, а в "Полужестком" (1977) — футбол.
   По-настояшему же прославился Ритчи лишь одной картиной — "Кандидат" (1972), где главную роль опять сыграл Редфорд. Мысль о ней возникла еще в 1968-м, во время телевизионной дискуссии между Ричардом Никсоном и Гербертом Хэмфри, баллотировавшимися на пост президента США. Она напоминала хорошо отрепетированный спектакль, где у каждого — своя роль. Режиссеру и актеру захотелось показать американцам другую дилемму: молодого, неопытного, идеалистически настроенного политика. Таким и стал в этом фильме симпатичный адвокат Билл Маккой. Ситуация в литературе и кинематографе далеко не новая. У Герберта Кита Честертона есть рассказ на эту тему — "Белая ворона" (в цикле "Человек, который слишком много знал"). Однако если англичанин в показе своего героя ироничен, и полон скепсиса, то Маккой серьезен и полон пафоса. В отличие от Хорна Фишера он поворачивает дело так, что ситуация, схожая во многих деталях, оборачивается для него победным финалом. Преодолев оказанное на него политическое давление. Билл благодаря своей неординарности и самостоятельности проходит в сенат. Но "Кандидат" был силен не столько этой пропагандистской, утопической стороной, сколько критикой самой американской избирательной системы. Сценарий Джереми Ларнера получил "Оскара", а Ритчи — репутацию острого сатирика. До такой высоты, правда, он больше никогда не поднялся и к политике вновь не обращался.
   Сатирическое же дарование этот режиссер проявлял еще не раз. Ощущалось оно и в полудокументальной мозаичной картине "Улыбка" (1975) — серии скетчей о конкурсе на звание "Мисс Америка" в маленьком калифорнийском городке — смешно показавшей местные нравы и обычаи. И в "Острове" (1980) — по одноименному роману Питера Бенчли — пародийном триллере о журналисте, попавшем в плен к карибским дикарям — потомкам пиратов XVII века. И в "Выживших" (1983) — черной комедии о двух работниках бензоколонки, спасающихся от наемного убийцы в заснеженных горах Вермонта.
   Особенно же отчетливо его талант сатирика сказался в двух экранизациях детективных романов Грегори Мак-Дональда "Флетч" (1985) и "Флетч жив" (1989). В первом — журналист Эрвин Флетчер (Чеви Чейз) расследует дело о наркотиках в Лос-Анджелесе, во втором, написанном специально для кино по мотивам предыдущего характера, герой получает в наследство дом в Луизиане, что дает возможность режиссеру позволить себе и насмешку над традициями старого Юга, особенно над ку-клукс-кланом, дать сатиру на церковь, затронуть проблемы экологии. Во "Флетче" ему удалось сохранить и закадровый текст, и смешные диалоги, и даже фамилии персонажей, напоминающие о знаменитых людях (Стравинский, Никсон, Диккенс и т.д.). Оба фильма сделаны в хорошем темпе, с непременными гонками автомобилей и мотоциклов.
   Попытка сатирически показать волнующие публику проблемы ощущалась и в "Золотом ребенке" (1986) — детективной комедии, где герой (Эдди Мерфи) ищет новое воплощение Будды, отправляясь для этого в далекий Тибет. Тут и восточная экзотика, и мистика, и буддизм, но все настолько поверхностно, что критика разнесла картину в пух и прах.
   Девяностые годы оказались еще менее удачными. Ритчи снова вернулся к спорту: "Рудничный городок" (1992) — рассказ о боксерском тотализаторе, "Скаут" (1994) — о бейсболе, с бесконечным показом различных матчей и всевозможных спортивных знаменитостей. Снял даже типично "рождественскую" сказку "Простое желание" (1977). Все это уже походило на судорожные попытки удержаться на плаву. Все чаще и чаще режиссер работает на телевидении и не только в качестве постановщика, но и актера.
   Несмотря на постигшие его в последние годы неудачи, Ритчи остается довольно редким для Голливуда примером яркого сатирического дарования, которое за невозможностью выбирать значительные объекты для своего приложения постепенно измельчало и стало использоваться режиссером для "стрельбы из пушки по воробьям".
   Е. Карцева
   Фильмография:
   ◘ т/ф "Человек из университета" (Мал from U.N.C.L.E.), 1964;
   ◘ т/ф "Большая долина" (The Big Valley), 1965;
   ◘ т/ф "Аутсайдер" (The Outsider), 1967;
   ◘ т/ф "Звук гнева" (The Sound of Anger), 1968;
   ◘ "Горнолыжник" (Downhill Racer), 1969;
   ◘ "Первая рана" (Prime Cut), "Кандидат" (The Candidate). 1972;
   ◘ "Улыбка" (Smile), 1975;
   ◘ "Медведи, приносящие плохие новости" (The Bad News Bears), 1976;
   ◘ "Полужесткий" (Semi-Tough), 1977;
   ◘ "Почти идеальный роман" (An Almost Perfect Affair), 1979;
   ◘ "Божественное безумие" (Divine Madness), "Остров" (The Island), 1980;
   ◘ "Выжившие" (The Survivors), 1983;
   ◘ "Флетч" (Fletch), 1985;
   ◘ "Золотой ребенок" (The Golden Child), "Дикие кошки" (Wildcats), 1986;
   ◘ "Поездка в экипаже" (The Coach Trip), 1988;
   ◘ "Флетч жив" (Retch lives), 1989;
   ◘ "Рудничный городок" (Diggstown), 1992;
   ◘ т/ф "Подлинные приключения предполагаемой техасской мамочки-убийцы" (Positively True Adventnres of the Alleged Texas Murdering Mom), 1993;
   ◘ "Полицейские и Грабительсоны" (Cops and Robbersons), "Скаут" (The Scout), 1994;
   ◘ "Фантастики" (The Fantasticks), 1995;
   ◘ т/ф "Комфорт, Техас" (Comfort, Texas), "Простое желание" (A Simple Wish), 1997.
   Библиография: Карцева E. Голливуд: контрасты 70-х. М.. 1987; Митрофанов С. Флетч жив //Коммерсантъ. 1991. N 5.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Смотреть что такое "Ритчи, Майкл" в других словарях:

  • Майкл Озер Рабин — Рабин, Михаэль Озер Michael Oser Rabin Дата рождения: 1931(1931) Место рождения: Вроцлав, Пруссия Гражданство …   Википедия

  • Рабин, Майкл Озер — Рабин, Михаэль Озер Michael Oser Rabin Дата рождения: 1931(1931) Место рождения: Вроцлав, Пруссия Гражданство …   Википедия

  • Рабин Майкл Озер — Рабин, Михаэль Озер Michael Oser Rabin Дата рождения: 1931(1931) Место рождения: Вроцлав, Пруссия Гражданство …   Википедия

  • Чикконе-Ритчи, Эстер Луиза Вероника — Мадонна Мадонна на премьере фильма «I Am Because We Are», 2008 Полное имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе Дата рождения 16 августа 1958 (50 лет) Место рождения …   Википедия

  • Чикконе Ритчи, Мадонна — Мадонна Мадонна на премьере фильма «I Am Because We Are», 2008 Полное имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе Дата рождения 16 августа 1958 (50 лет) Место рождения …   Википедия

  • Чикконе-Ритчи Эстер Луиза Вероника — Мадонна Мадонна на премьере фильма «I Am Because We Are», 2008 Полное имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе Дата рождения 16 августа 1958 (50 лет) Место рождения …   Википедия

  • Эстер Луиза Вероника Чикконе-Ритчи — Мадонна Мадонна на премьере фильма «I Am Because We Are», 2008 Полное имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе Дата рождения 16 августа 1958 (50 лет) Место рождения …   Википедия

  • Список кинорежиссёров —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус …   Википедия

  • Ritchie, Michael —    см. Ритчи, Майкл …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Список игроков ФК «Манчестер Юнайтед» (менее 25 матчей) — Том Чорлтон провёл за «Юнайтед» 4 матча в сезоне 1913/14 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»